Wasteland 3 Реднеки, снег и радиация — обзор

В последние годы жанр классических RPG в изометрии переживает второй расцвет. Игроки, которых не отпугнули особенности «ролёвок», уже насладились Divinity: Original Sin, Tyranny и Pillars of Eternity. И пока другая известная серия RPG про ядерный постапокалипсис мутировала в непонятного кротокрыса, ребята из inXile Entertainment поддержали славную тенденцию сначала с помощью Wasteland 2, а теперь, спустя 6 лет, ещё и Wasteland 3, о которой мы сейчас и поговорим.

Как и в предыдущих частях, нам отводится роль пустынного рейнджера — защитника цивилизации, основанной на руинах мира, который сгорел в пламени войны между СССР и США.

Начинается Wasteland 3 со вступительного ролика, напоминающего игроку концовку второй части и объясняющего завязку новой. После уничтожения Цитадели Рейнджеров бойцы были вынуждены обратиться к лидеру штата Колорадо, жесткому и таинственному Патриарху, чтобы получить ресурсы для восстановления. Правитель соглашается, но взамен просит помочь ему с возвращением трех взбунтовавшихся детей. По пути к Патриарху на колонну рейнджеров нападает местная банда дикарей — с этого и берёт начало наше необычное приключение.

А первая необычность заключается в том, что изначально в отряде только два персонажа, которых мы можем сделать сами или выбрать из заготовленных. В первом случае всё практически без изменений: задаём внешность, распределяем очки характеристик и навыков. Нововведение заключается в том, что теперь у нас есть активные скиллы, которые заряжаются по ходу боя и которые можно прокачать по достижении определенного уровня навыка. Например, можно с их помощью нанести дополнительный урон или атаковать противника навылет, чтобы зацепить недоброжелателя позади. За бездумную прокачку персонажей игра по-прежнему наказывает.

Пробегать дуэтом нужно совсем немного. Уже через полчаса на новой базе появляется возможность получить ещё четырех героев — опять же, создать самостоятельно или выбрать из числа заготовленных. Второй вариант гораздо интереснее, потому что в таком случае компаньоны не бездушные куклы, а личности со своими чертами. Кто-то любит играть жёстче, а кто-то покинет команду, если вы атакуете доброго собакена (да не живодёр я, просто проверял возможности игры). Помимо подконтрольных напарников в отряд могут затесаться два так называемых компаньона. Компаньоны следуют за вами и помогают в бою, но действуют самостоятельно. Вы не можете ни прокачивать их, ни снаряжать, ни отдавать какие-либо приказы. Именно поэтому по своей тупости они частенько расстаются с жизнью.

К слову о новой базе, так как теперь изначальный персонаж — важная шишка, мы можем набирать персонал базы, причем самый разнообразный: от врача и до повара. Некоторые согласятся вступить к вам сразу, для других сначала потребуется выполнить квест.

Командный центр во всей красе.

Также по ходу игру к вам присоединяются новые рейнджеры и бойцы — это происходит по мере роста славы у фракций, как негативной, так и позитивной. Какие-то персонажи и вовсе откажутся с вами разговаривать из-за низкой репутации в их фракции — как говорится, «теперь, когда люди узнали, что вы за дрянь, большинство из них открыто проявляет свою ненависть».

Помимо лечения ранений, покупки оружия и брони, а также получения квестов, на базе можно модифицировать свой транспорт — это теперь средство перемещения по глобальной карте мира. Также машина может участвовать в некоторых стычках, как отдельный юнит — спасибо установленному в железного зверя ИИ.

С глобальной картой связан один неприятный момент: так как быстрого перемещения в игре нет, а мир достаточно обширный, будьте готовы наматывать километры по заснеженному Колорадо в сопровождении долгих загрузок на въезде и выезде из локаций, также донимают бандиты в ходе случайных встреч. Поездка из пункта А в пункт Б может быть достаточно затянутой, когда вам, например, нужно банально сдать квест.

Несмотря на отсутствие быстрого перемещения, в остальном игра здорово осовременилась: после боя теперь нет нужды тыкать в каждый труп отдельно — залутать всех можно в едином окошке, активные предметы подсвечиваются, а инвентарь на всех персонажей общий (у него, кстати, нет никаких ограничений). Появилось намного больше поставленных кинематографичных сцен. Маркеры заданий в список удобств не завезли. Как это принято в классических RPG — за ручку вас никто не водит, извольте внимательно читать диалоги, думать и запоминать.

Диалоги с особо важными персонажами теперь от первого лица.

На ноте диалогов мы плавно перейдём к разбору того, что делает Wasteland 3 игрой в жанре Role Playing Game — ролевая система. Здесь всё превосходно: классический выбор между негодяем и рыцарем в сияющих доспехах присутствует, гибкая настройка специализации персонажа есть. Непростые выборы, которые оказывают влияние на окружающий мир, также завезли. Порой последствия решений настигают вас в самых неожиданных ситуациях.

Юмор, присущий большинству классических RPG никуда не делся. Тут, например, мы играем в аналог D&D про рейнджеров с местными гиками.

Впрочем, мир иногда меняется и без вашего вмешательства. Эта впечатляющая особенность перекочевала в игру из Wasteland 2. В чем ее суть: иногда, если вы достаточно долго не принимаетесь за квест, все разрешается само собой. Приведу пример из своего забега, но без спойлеров: была локация, за которую боролись две организации, я все откладывал поездку туда, а когда всё же приехал, то не увидел ничего, кроме горы трупов.

Но не словом единым мы решаем судьбу Колорадо — также в этом нам помогают старые-добрые раздатчики свинца (а также электричества, огня или лазера). Кроме добавления тех самых скиллов, боевка не изменилась — тактические перестрелки с рейдерами, мутантами и роботами по-прежнему сложные, но интересные.

В остальном разработчики просто последовали правилу хорошего сиквела, а именно — больше и лучше. Так, арены теперь позволяют играть тактичнее, а разнообразие противников не даёт заскучать.

Но не обошлось и без недочётов. Игре не мешало бы показывать траекторию, по которой будет совершен выстрел (такое здесь только для дробовиков), потому что она учитывает есть ли перед нами препятствие для стрельбы. Условно говоря, если вы через всё поле боя стреляете в человека за снайпера, а где-то на пути стоит дерево, и оно мешает выстрелу, то пуля угодит именно в него. А я напоминаю, что игра изометрическая — порой понять, попадёшь ты или нет, проблематично, даже если компьютер навысчитывал высокий шанс попадания. Никто не жалеет бедных людей с плохим пространственным мышлением.

И да, эти свиньи тоже хотят нашей смерти.

Также отряд вообще не старается избегать скрытых мин, даже если у вас высокий уровень наблюдательности, и вы их заметили. При перемещении компании из точки A в точку Б через минное поле кто-то из ваших номинантов на премию Дарвина точно оставит конечности на мине, даже если она рассекречена. Поэтому в некоторых местах приходится проводить компаньонов по одному, вручную. Их тут до 6 — я напоминаю вам. Да, можно обезвредить бомбы, но для этого ещё навык взрывчатки прокачать необходимо!

Также не мешало бы в бою добавить перечень всех персонажей, участвующих в перестрелке, как это было очень удобно реализовано в Divinity OS 2. Дело в том, что противников бывает достаточно много, и не все из них видны прямо сейчас — они могут отсиживаться в других комнатах. Плюс ко всему, локации для сражений стали больше, и не всегда можешь заметить одного конкретного противника из общего числа. Привожу пример: провел стычку, уничтожил всех видимых врагов, а одна проклятая турель стояла где-то в углу, и я ее не видел, ко мне она не выходила, потому что это знаете, турель, а мои персонажи были вне радиуса поражения, так что она себя никак не проявляла. Я несколько раз нажимал «закончить ход», но бой упорно продолжался. Списав это на баг, я переиграл бой, но столкнулся с тем же самым. Пришлось делать проверку на внимательность, но уже в реальности.

Несмотря на некритичные недочёты и баги, которые вскоре поправят с первыми патчами, перед нами классическая формула в свежей обложке. Wasteland 3 стала более дружелюбна к новичкам в сравнении со второй частью, но по-прежнему заставляет вас попотеть. Всем поклонникам жанра — брать.