«Marvel’s Spider-Man». С эксклюзивностью приходит и ответственность

«Spider-Man» образца 2018 года не вызывал у меня практического никакого интереса, начиная с момента анонса и вплоть до самого релиза. Геймплейные ролики не особо впечатляли, я не видел в игре ничего такого, чего бы не было в многочисленных предыдущих играх про Паука. Основные игровые механики, боевка и стелс, казались слишком вторичными, чтобы пробудить во мне хоть какой-то интерес, от истории ничего оригинального ждать тоже не приходилось. Однако после своего релиза «Marvel’s Spider-Man» собрал восторженные отзывы, а некоторые и вовсе окрестили игру одним из лучших художественных проектов про приключения стенолаза в трико вне страниц комиксов. После такой реакции игнорировать детище Insomniac Games я уже не мог, и через некоторые время в моих руках оказалось издание «Игра года». Ну а насколько «Spider-Man» оправдал поднятый вокруг него хайп — давайте разбираться.

Сюжет «Marvel’s Spider-Man» не за что, в общем-то, расхваливать, но и ругать не хочется. Поначалу он вообще нагоняет скуку, потому что слишком уж долго раскачивается, гоняя Паука (и игрока) по каким-то глупейшим заданиям, которые после впечатляющего пролога заставляют зевать. Со временем, конечно, повествование становится все более насыщенным, количество сюжетных линий все растет, и вот у нас на руках какая-то совершенно безумная история с кучей переплетающихся подсюжетов. Простая завязка из начала игры с появившейся на Манхэттене преступной террористической группировкой обрастает все новыми деталями и в конце концов сворачивает совершенно в другую сторону. И вот у нас уже на сцене Зловещая Шестерка, отряды наемников, нарушающие гражданские права честных американцев, доктор Отто Октавиус со своими безумными экспериментами, а ведь еще есть линии Мэри Джейн, Нормана Осборна, Юри Ватанабе — напарницы Паука с полицейским жетоном, и все это смешивается в какой-то сумасшедший сюжетный коктейль, при этом умудряясь не скатиться в маразм. Однако есть одно «но» — следить за всем этим все равно не очень интересно.

Эм Джей, кстати, является играбельным персонажем в нескольких миссиях

Проблема «Spider-Man» в том, что сюжет слишком раздается вширь, пытаясь удивить и удержать игрока количеством происходящих событий, но не качеством и глубиной их проработки. Все время не отпускает ощущение, что игре чего-то не хватает, какой-то драматичности, должного сопереживания главному герою и его друзьям и близким. При этом в некоторых сценах «Spider-Man» подразумевает эмоциональную отдачу от игрока, вот только ее не случается. То ли режиссура не дотягивает, то ли сценарий, то ли еще что. И это на самом деле печалит, потому что я знаю этих персонажей давным-давно, я люблю их, и я не хочу сидеть перед экраном с абсолютным покер-фейсом, когда в кадре происходит что-то, что должно вызывать эмоции.

Без камео легендарного Стэна Ли игра не осталась

Сюжетную кампанию «Spider-Man» в целом можно назвать весьма проходной, даже по меркам супергероики. По уровню эпичности игра тоже явно не дотягивает до планочки «ВОООООООУ КАК ЖЕ ЭТО КРУТО АВЫЩАЫВОАОКШ». Да, есть несколько отличных и ярких сцен, но не более того. История не цепляет ничем в достаточной степени, чтобы продолжать играть лишь ради нее, не возникает большого желания увидеть, как события будут развиваться дальше и какие приключения ждут Паркера. А вот что несомненно затягивает, заставляя не только продвигаться по сюжетной кампании, но и наворачивать многочисленные побочные задания, так это геймплей.

Как я сказал ранее, по первым геймплейным роликам «Spider-Man» не особо впечатлял. И поначалу казалось, что мои худшие опасения подтвердились — игра не развлекала. Паук на экране выделывал привычные акробатические этюды, стрелял паутиной, проводил несложные комбо. И это было неинтересно ввиду слишком уж большой вторичности. Однако я продолжал играть, и был за это вознагражден. После небольшой прокачки спустя несколько часов Павук выучил несколько новых приемов, что не только сделало схватки с противниками более эффектными, но и сам герой стал в разы эффективней расправляться с головорезами. И с этого момента игра преобразилась. Я с радостью влетал в каждую драку, зачищая вражеские базы и останавливая случайно генерируемые ограбления, лишь бы насладиться боевкой. «Spider-Man» оказался той игрой, где прокачка играет большую роль, при этом использование в бою приобретенных способностей максимально приветствуется не только с сугубо прагматичной точки зрения, но и просто потому что это вносит определенное разнообразие, делая геймплей более интересным, в том числе и визуально. Ну а при заполнении местной шкалы концентрации вы можете совершать ультимативные тейк-дауны, которые особенно полезны против специальных противников вроде громил, мечников и прочей швали, способной блокировать ваши обычные удары.

Довольно внушительный список приобретаемых навыков

Стоит сказать, в схватках с противниками я использовал если не все приобретенные навыки, то уж точно большую их часть. Со временем бои становятся все более насыщенными, появляются новые типы врагов, да и общее количество бандитов, одновременно находящихся с тобой на условной «арене», возрастает. В таких условиях волей-неволей приходится вспоминать, какие умения ты приобрел несколько часов назад, в поисках оптимальной тактики боя. Надо отдать должное, это на самом деле дает почувствовать себя Паучком, когда во время схватки ты наперед продумываешь свои следующие шаги. Я бы сказал, что степень вовлеченности игрока в виртуальную драку здесь даже выше, чем в серии «Batman: Arkham».

Эффективный способ разобраться сразу с несколькими противниками

Нашлось в игре место и стелсу, хоть он и не играет какой-то важной роли в геймплее. Ряд моментов в «Spider-Man» действительно можно пройти скрытно, шарашась по каким-нибудь фонарным столбам или перекладинам, и по одному отлавливать бандитов, развешивая их гирляндами под потолком. Не скажу, что это особо увлекательно, да и вообще стелс-механики, на мой взгляд, не выглядят достаточно отшлифованными, создается ощущение, что их прикрутили скорее для галочки. При этом гаджеты, предназначенные для скрытного прохождения и демонстрируемые в соответствующих обучающих миссиях, не менее эффективны и в открытом столкновении, оттого ценность стелса падает еще больше. Возможно, кому-то придется по вкусу такой тип геймплея в игре про Паучка, но, по-моему, он здесь просто не нужен. Ради интереса и получения другого геймплейного экспириенса в рамках игры я, конечно, позачищал несколько площадок, не попадаясь болванчикам на глаза, и не получил такой же эмоциональной отдачи, как во время открытых схваток. Но допускаю, что свои любители на здешний стелс тоже найдутся. А вот о чем стоит поговорить дополнительно, так это о снаряжении Павука.

Седим — стелсим

У Паучка достаточное количество разнообразных устройств, которые можно использовать в бою, при этом я старался пользоваться арсеналом красно-синего по максимуму. Во-первых, разные ситуации заставляют экспериментировать — и не очень полезная обычно звуковая волна во время боя на крыше становится просто ультимативным аргументом. Во-вторых, некоторые гаджеты неплохо сочетаются между собой, что позволяет создавать опять же бескомпромиссные по своей убойности связки. Ну и в-третьих, постоянное чередование используемых устройств просто вносит разнообразие в геймплей. Чего только в трико стенолаза нет — от обычных паутинных снарядов до электропаутины и паучьих дронов, которые способны оказать действительно заметную помощь в битве, отвлекая при этом внимание части врагов на себя. При грамотном использовании паучьих гаджетов в некоторых стычках даже и в бой-то можно не вступать — настолько они ультимативны. Устройства, кстати, подлежат многоступенчатой прокачке, которая в свою очередь весьма заметно увеличивает мощность каждого конкретного гаджета.

Всего Пауку доступно восемь гаджетов, каждый из которых можно прокачивать

Нельзя не отметить и внушительный выбор костюмов Паука, отличающихся не только внешним видом, но и наличием уникальной функции, которая становится доступна при приобретении каждого наряда. Эти функции костюмов по сути представляют собой «ульту», как в каких-нибудь многопользовательских сессионках, и после использования такого умения придется подождать, пока способность перезарядится. Однако нужно сказать, что подавляющее большинство функций костюмов по степени полезности просто меркнут перед буквально парой-тройкой действительно нужных умений, которые могут значительно облегчить жизнь и даже переломить ход боя, если вы вдруг начали проигрывать. Например, «Паутинный цветок», способность, позволяющая оплетать паутиной всех вокруг в радиусе нескольких метров, является решающим аргументов абсолютно в любом бою, в отличие от, скажем, временной брони от пуль или ослабления гравитации при нахождении в воздухе, которые полезны лишь при определенных условиях.

Костюмы, кстати, можно модернизировать. Всего дается три ячейки, заполнить которые вы можете пассивными умениями из достаточно большого списка, при этом подобрав навыки под ваш собственный стиль прохождения. Если часто отхватываете на поле боя — можете увешаться модами на увеличение здоровья и повышенную эффективность лечения. Постоянно используете гаджеты — и для этого найдутся полезные модификации, например, пополнение запаса устройств после добивающих приемов. В общем, каждый без проблем сможет для себя подобрать наиболее полезную комбинацию модов.

Особого упоминания заслуживает открытый мир. Нет, сам по себе open world ничего особенного из себя не представляет, он картонный и не отличается особо достоверной симуляцией жизни. Ну да, внизу катаются машинки, ходят люди, которые даже могут сказать несколько фраз спустившемуся на тротуар Паучку и пофоткать его. И в принципе ничего более от этой игры и не требуется — все равно большую часть времени игрок будет проводить, болтаясь на паутине высоко над городом. Однако про наполнение открытого мира рассказать стоит, потому что в виртуальном Нью-Йорке действительно есть чем заняться.

«Spider-Man» предлагает какое-то невообразимое количество активностей, от сбора коллектебелсов до полноценных второстепенных сюжетных линий, по ходу которых вы будете встречать знакомых (а может и незнакомых) персонажей «паучьей» вселенной. Однако то, понравится ли вам заниматься всем этим и пробираться через горы контента, зависит исключительно от вашего отношения к основным игровым механикам. Дело в том, что, как и практически в любой open world игре, здешние активности по большей части репетативны и обычно сводятся либо к мордобою, либо к полетам на паутине. В качестве награды, помимо морального удовлетворения от закрытой «побочки», вы получите еще и определенное количество ресурсов, которые в игре необходимы для приобретения вообще всего. Таким образом игра пытается стимулировать игрока заниматься второстепенными активностями: хочешь открыть определенный костюм — нужно столько-то жетонов разных видов, а погриндить их ты можешь вот здесь; хочешь прокачать свои гаджеты — да пожалуйста, только жетончики сначала заработай и положи на стол. Отмечу, что лично я закрыл игру на 100%, потому что удовольствие, получаемое от геймплея, удерживало меня до самого конца, пока не закончились вообще все активности, предложенные разработчиками.

Более 30 активностей только в одном из районов виртуального Манхэттена

Но даже с полным прохождением «Spider-Man» контент не заканчивается, потому что разработчики подготовили еще и неплохое сюжетное дополнение с общим заголовком «Город, который никогда не спит» и разделенное на три части. Все три главы связаны между собой одной сюжетной линией, при этом каждая сосредоточена на одной из женщин в жизни Паучка. В первой, «Ограбление», компанию нашему герою составит Черная кошка, с которой Питер когда-то был в отношениях. Вторая, «Война банд», более близко познакомит игрока с Юри Ватанабе, позволив увидеть другую сторону ее личности. Ну а третья часть, с подзаголовком «Серебряный луч», вновь столкнет стенолаза в трико с Серебряным соболем, которую Паук уже встречал в рамках основной кампании.

Скажи «Мяу»

«Город, который никогда не спит» это крепкая история, которая, несмотря на небольшую в целом продолжительность, оказывается весьма насыщенной событиями, при этом стараясь раскрыть каждую из трех представленных героинь. Пусть сюжет в основе DLC не такой масштабный по размаху, это идет повествованию на пользу. История в большей степени концентрируется на основных персонажах, не распыляясь на множество подсюжетов, тем самым вызывая больший интерес игрока к происходящему. На руку играет и тот факт, что каждая напарница Паука в «Городе…» имеет собственную мотивацию для участия в происходящих событиях, а так как Паркеру они небезразличны, то и история становится более личной не только для персонажей, но и для самого игрока.

В остальном это все та же игра — помимо центральной сюжетной линии DLC вываливает новую порцию побочных активностей в мире, что позволяет залипнуть еще на дополнительные несколько часов. Все гаджеты и умения переносятся из основной кампании, ничего нового в этом плане «Город, который никогда не спит» не предлагает. Ответ на вопрос, стоит ли знакомиться с дополнением, зависит исключительно от того, хватило ли вам контента в основной сюжетной кампании, или вы бы не отказались навернуть еще драк и шикарных полетов на паутине.

«Пятюня» от Соболя дорогого стоит

Вердикт: «Marvel’s Spider-Man» это хорошая игра, не больше и не меньше. Без преувеличения потрясающий и увлекательный геймплей соседствует с проходным сюжетом, не вызывающим особых эмоций. Безусловно, игра сделана качественно, видно, что над ней старались, но в чем-то все же не дожали. Так или иначе, с ней определенно стоит ознакомиться, хотя бы потому, что на данный момент лишь «Spider-Man» 2018 года может конкурировать с серией Batman: Arkham среди супергеройских экшенов. Ну, а если вы фанат Паучка, то удовольствие от прохождения получите наверняка.

Рекомендовано.