Бэтмен. Смерть в семье — ОБЗОР 2020

Мнение о комиксе.

Фраза, которая наилучшим образом отождествляет комикс.

«Бэтмену нужен Робин»

— Тим Дрейк. Новые Титаны #60 (1989)

Сюжет комикса

«Смерть в семье»

Около трёх недель понадобилось Темному Рыцарю, чтобы выследить банду, промышляющую детской порнографией. Разработав совместно с готэмской полицией план по её задержанию, он, заручившись поддержкой Робина, засел в засаде на одном из верхних этажей склада, где та хранила большую часть своей продукции, и вот-вот должна была провести встречу с очередным клиентом. Однако, вся проделанная им работа была в момент перечеркнута его напарником, который нарушив приказ наставника, решает раньше времени приступить к поимке преступников. Результат: вместо четко спланированной и выверенной до мелочей операции выходит залихватский мордобой, где двое идут против толпы. Бэтмен был крайне недоволен произошедшим, а посему, когда все противники оказались повержены, серьезно отчитал подопечного за его сумасбродные действия. Вот только ни к чему хорошему это не привело. Нравоучения очень быстро переросли в скандал, сопровождаемый сильным эмоциональным всплеском со стороны чудо-мальчика. В итоге, в поместье Уэйнов они возвращались порознь. Сняв часть своего костюма летучей мыши, Брюс Уэйн водрузился в шикарное кресло, которое было расположено в гостиной возле огромных панорамных окон. Он все никак не мог выбросить из головы недавние события, а посему решает обсудить их с Альфредом. Последний, рассказывает ему, что в последнее время Джейсон стал избегать каких-либо разговоров касаемо родителей, но при этом находясь один, рассматривает старую семейную фотографию. Осознавая, что мальчик все ещё очень сильно переживает из-за смерти родителей, в связи с чем не может полноценно выполнять возложенные на него обязанности, Брюс решает на какое-то время отстранить его от геройских дел. Вот только сам Джейсон с этим решением не согласен, а посему со скандалом покидает поместье. Разгневанный и преисполненный эмоций, он сам того не замечает, как бесцельно идя в никуда забредает в знакомое с детства место — в преступный переулок. Воспоминания о родителях с новой силой начинают всплывать у него в голове, однако донёсшийся откуда-то сверху женский голос наглым образом врывается в них, заставляя нашего героя среагировать на него.Как затем выяснил Джейсон, голос принадлежал бывшей подруге мамы, которая хотела отдать ему коробку с вещами его семьи. Естественно, наш герой забирает её и вместе с ней возвращается к себе домой. Закрывшись у себя в комнате, он начинает рассматривать только что полученное наследство. В какой-то момент его внимание привлекает собственное свидетельство о рождении. Бегло пробежавшись по нему глазами наш герой вдруг резко замирает и меняется в лице. Оказывает, женщина, которую Джейсон всю жизнь считал своей мамой, на самом деле таковой и не является. В графе мать написано совершенно другое имя и фамилия. Но вот какое, разобрать невозможно, ибо оно перепачкано чернилами. Спасательным кругом в данной ситуации становится заглавная буква «Ш», стоящая в начале имени его настоящей матери. Порывшись в коробке, Джейсон находит отцовский блокнот, в котором им было найдено три женских имени начинающихся с буквы «Ш». Дальше в ход пошёл бэт-компьютер и карточки, которые дал ему Брюс. Джейсон решает во чтобы то не стало разыскать свою настоящую мать, а посему отправляется в путь. В это же время Темный Рыцарь идёт по следу Джокера, который в очередной раз сбежал из лечебницы Аркхем. Сюжетные линии обоих персонажей уводят их на Ближний Восток, где те, в определённый момент, пересекаются. После этого они вместе приступают к решению проблемы Робина, параллельно с этим, мешая джокеру продать крылатую ракету террористам в Ливане, обезвреживая тайную школу леди Шивы и спасая мирных жителей от смертоносного яда в Эфиопии. Конец данного приключения мог бы стать для Джейсона счастливым, ведь он все-таки находит свою маму, однако Вы сами догадываетесь что с ним произойдёт.

«Одинокое место для смерти»

С момента гибели Джейсона Тодда минуло уже несколько недель, однако Темный Рыцарь до сих не может прийти в себя от того, что Джокер сделал с его напарником. Разбитый и морально опустошенный, он теряет веру в то, что преступник может захотеть измениться и встать на путь исправления. В связи с чем полностью переосмысливает методы своей работы, делая их более суровыми и жестокими. Однако, на ряду с этим начинает халатно относиться к проработке миссий, что было крайне не приемлемо для него в былые времена. Как результат, в бэт-пещеру он все чаще и чаще возвращается в плачевном состоянии. За последнее время им было получено столько травм, порезов и ранений, сколько не было до этого за всю его карьеру. Альфред пытается несколько раз поговорить с ним, дабы привести в чувства, но тот все равно продолжает гнуть свою линию. Ситуацию ухудшал и тот факт, что в Готэм вернулся Двуликий, который явно что-то задумал, ибо все недавно совершенные им преступления сделаны с одной целью, привлечь к себе внимание Бэтмена, дабы в последствии схлестнуться с ним в очередной смертельной схватке. За всем этим следит таинственная фигура, которая анализирует складывающуюся ситуацию и делает выводы, что если сейчас Тёмному Рыцарю не помочь, то для того все может закончиться весьма и весьма трагично. В данном случае речь идёт о Тиме Дрейке, который давно вычислил кто скрывается под масками Бэтмена, Найтвинга и Робина. Тим считает, что вернуть прежнего Бэтмена можно только дав тому Робина. Именно поэтому он отправляется на поиски Дика Грейсона в цирк, где тот когда выступал со своими родителями. Вот только убедить Дика вновь надеть костюм малиновки просто невозможно, как и убедить Темного Рыцаря в состоятельности его теории. Однако, последнее ему все же удаётся сделать. Ну, а к чему это в итоге привело Вы все, наверняка знаете.

Техническая часть сюжета.

Как Вы уже наверное поняли сюжетная составляющая обозреваемый нами сегодня книги состоит из двух историй «Смерть в семье» и «Одинокое место для смерти». Над каждой из них трудился свой авторский состав, а посему технические моменты их сюжетной составляющей созданы абсолютно по-разному. Так, в случае с первой из них нам будет предложен этакий «road trip» или, если говорить по-русски» и более понятно, «Комикс-Приключение», в котором согласно сюжета его главные действующие персонажи путешествуют от одной локации к другой, где они сталкиваются с различными видами трудностей, в нашем случае это те или иные противники. Так же, как и подобает подобного рода историям переживаемые героями события разворачиваются на протяжении одного или нескольких выпусков, при этом каждое из них будет обязательно законченным. Если же говорить про основную сюжетную линию, проходящую через все четыре написанных Джимом Старлингом выпуска, она проста до скрежета зубов. Да, в Старлинг делит свой сюжет на две линии, где одна отведена Тёмному Рыцарю, а другая чудо-мальчику, однако, они очень быстро пересекаются и в дальнейшем развиваются как единый организм. Основным минусом сюжета, на мой взгляд, является его излишняя предсказуемость. Читателю очень быстро становится понятно, кто на самом деле мать Джейсона, а посему ему ничего не остаётся, как ждать когда же автор объявит её. Следующим моментом, который пагубно влияет на восприятие истории — это известный всем финал. В связи с этим, когда он наступает, у тебя нет того шокового состояния, в котором ты должен пребывать после него.

Что же касается истории «Одинокое место для смерти», то её сюжет написан и подан читателю в разы интереснее нежели у предшественницы. Да, в нем мы так же получаем две полноценные сюжетные линии, где одна построена вокруг Бэтмена, а вторая сосредоточена на его напарнике, однако, здесь они максимально обособлены друг от друга и пересекаются лишь ближе к его финалу. Надо сказать, что наблюдать за их развитием весьма и весьма занятно. В каких-то местах одна начинает выходить на первый план и происходящие в ней события принимают главенствующий характер, а в каких-то все в точности да наоборот. Отличным тому примером является расследование, которое ведут Дик Грейсон и Тим Дрейк в цирке. Ещё одним моментом, который способен зацепить читателя во время прочтения данной истории является интрига, созданная её автором вокруг Тима. При этом, несмотря на то, что Марв Вулфмен использует для этого классические и, в какой-то степени, клишированные литературные и художественные приёмы, тебе хочется узнать, кто этот таинственный персонаж, даже если ты знаешь кто он. Из минусов, здесь второстепенная сюжетная линия, посвящённая Титанам и их поиску Найтвинга, которая по сути обрывается на самом неожиданном месте.

Рисунок, в котором выполнен комикс.

В визуальном плане обе истории обладают типичным для конца 80х, начала 90х годов рисунком, который на первый взгляд выглядит очень и очень просто, но это далеко не так. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть в нем множество мелких линий, используемых художником для разных нужд. Тут Вам и контурирование рельефа тел персонажей, и обозначение движений частей их тел, и внешнее подкрепление эмоций героев, и игра со штриховками для наложения теней, а так же многое и многое другое. Если же говорить непосредственно про внешний вид действующей в комиксе персонажей, то они получили от художников неплохую проработку, отличную прорисовку и умерено детализированными. Примерно все тоже самое можно сказать и про локации, на которых разворачивались события в книге.

то, что понравилось в комиксе:

— Сюжетная составляющая книги. Нельзя сказать, что написанные Джимом Старлингом и Марвом Вулфменом сюжеты представляют из себя что-то сложносочинённое, однако несмотря на это, рассказываемые ими истории все же способны приковать к себе своего читателя, давая тому воочию увидеть одни из ключевых моментов в жизни Темного Рыцаря.
— Рисунок, в котором выполнена сюжетная составляющая книги. Мы получаем два классических для того времени арта, которым присущи умеренная детализация персонажей, живые эмоции на лицах героев, а так же покраска в бледные или же блеклые оттенки красок.
— Дух комикса конца 80-х — начала 90-х.
— Интрига вокруг Тима Дрейка. Марк Вулфмен очень грамотно вводит будущего протеже Бэтмана, долгое время держа его в «тени», тем самым создавая вокруг него определенного рода интригу.
— Экшен. Надо отметить, что в книги его достаточное количество.
— Финальный твист в истории «Одинокое место для смерти». Он предельно прост, однако это не лишает его «Вау» эффекта.
— Воспоминание Марка Вулфмена о создании истории «Одинокое место для смерти». Читается оно легко, быстро и крайне интересно.
— Издание. Издательство «Азбука» как всегда с умом подошло к вопросу о том, как должен быть исполнен выпускаемый ими комикс. Шикарный твёрдый переплёт, плотная глянцевая бумага и матовой обложкой.

И не «+», и не «-»:

— Легкая предсказуемость развязок обоих историй. Уже после прочтения первой главы каждого из рассказанных авторами сюжетов ты, как бы на подсознательном уровне, догадываешься, что же произойдёт с героями в его финале.
— Незаконченные сюжетные линии. В большой степени это касается истории «Одинокое место для смерти», которая по сути является кроссовером серий «Бэтмен» и «Новые Титаны». Так, читатель и не узнаёт, кто же ещё, помимо Титанов и Тима Дрейка, искал Найтвинга.
— Обилие текста на страницах. Те, кто не любит много читать в комиксах, будут очень огорчены данным моментом.
— Дополнительные материалы. К сожалению, они состоят из краткой биографии создателей обоих историй, а так же примечаний. Думаю, со мной многие согласятся в том, что подобного рода издания заслуживают более обширных дополнительных материалов, которые позволили бы читателю лицезреть историю создания переломных моментов в жизни Темного Рыцаря.
— Джокер. Было довольно странно наблюдать за тем, как мистер Джей беспокоится за своё материальное благополучие.

Что НЕ понравилось в комиксе:

— Местами истории выглядят нудными. В основном это из-за вышеупомянутого мною обилия текста на страницах издания.
— Обложка издания. Из-за того, что она матовая, на ней видно абсолютно все. В связи с чем не рекомендую приступать к чтению книги с не помытыми руками.

Вердикт

Каждая из вошедших в обозреваемую нами сегодня книгу историй о Темном Рыцаре является признанной классикой и иконой жанра, а ее сюжет входит в число тех, который по праву считается судьбоносным для персонажа. При этом, объединённые под единой обложкой, они выглядят так, словно акты одной большой пьесы, авторы которой ставят в центр происходящих в ней событий вопрос «Нужен ли Бэтмену Робин?». Не рекомендовать данное издание к прочтению было бы кощунством, ведь оно украсит коллекцию любого любителя комиксов.
Оценка: 8,5/10,0.